о.Сергий (Свен) Стандхарт
Довольно много говорят и пишут о распространении внутри православной России «западных» христианских конфессий. Однако идет и обратный процесс – распространения православной конфессии за пределы России. В частности, в Голландии живет и служит о. Сергий (Свен) Стандхарт, голландец, родившийся и выросший в Амстердаме, в протестантской среде, и во взрослом возрасте перешедший в православие, по его мнению, из всех христианскиъх конфессий на сегодняшний день наиболее приближенное к «живой вере первых христиан». В 2003 году о.Сергий был рукоположен как священник РПЦ и служит в Свято-Никольском храме Амстердама.
Будущий о.Сергий, а тогда еще просто Свен Стандхарт родился в Амстердаме в обычной протестантской семье. «С раннего детства мои родители воспитывали меня в христианском духе, – говорит о.Сергий. – Я посещал воскресную школу, но в храм мы ходили довольно редко. Я был воспитан в христианстве, но сказать, чтобы много думал об этом – нет.» Однако, когда в двенадцатилетнем возрасте будущего о. Сергия пригласили посещать так называемую «молодежную церковь», предназначенную специально для детей, он с энтузиазмом согласился и даже привел туда своего друга. С этого момента началась его настоящая духовная жизнь. Свен стал ревностным протестантом, по его словам, он даже радовался, когда кто-нибудь из католиков переходил в протестантизм. Так продолжалось до поступления в университет. Свену не слишком понравилось в Амстердамском университете. Следуя настоятельному совету отца, он отказался от мечты стать историком и поступил на филологический факультет, где продолжил начатое еще в школе изучение русского языка. И надо сказать, именно этот факт определил его дальнейшую судьбу.
Конфессиональная обстановка в университете была такой, что Свен, по его словам «чувствовал себя протестантом в католической среде», отчего ему, ревностному протестанту, было не очень уютно. В сущности, претензия духовного порядка, которую Свен Стандхарт испытывал как по отношению к католикам, так и по отношению к той протестантской общине, в лоне которой он вырос, была одна – он не чувствовал у них «духа первых христиан». Тогда как, постоянно читая о первых христианах, он пришел к убеждению, что хотел бы жить так, как они – «с такой же любовью к Богу и к людям», которой не находил вокруг себя.
Будущий о. Сергий пробовал сменить общину, даже ходил к пятидесятникам. Но все изменилось, когда в 1988 году он приехал в Москву стажироваться в русском языке в МГУ им. М.В.Ломоносова. Сам он говорит об этом так: «Это был год тысячелетия крещения Руси, и я соприкоснулся с православием, стал ходить в храм. Ходил в Новодевичий монастырь, там у меня друзья пели в хоре. Сначала я ничего не понимал, просто было красиво. Но однажды я получил приглашение поехать на экскурсию в Сергиев Посад. За год до этого я был в Польше, посетил православный монастырь, где познакомился с монахом, который сказал, что учится в Московской Духовной Академии. Мы с ним встретились там, и он показал нам Лавру, и даже привел на поклонение к мощам. Я пошел туда только ради уважения к нему и монастырю. И когда мы пришли, я удивился, что так много людей, я даже крест на себя не наложил, просто поцеловал раку, и вдруг почувствовал теплоту и радость,точнее не радость, а полноту. Я был в шоке, потому что не ожидал этого и ничего не понял. Я стал ездить туда каждые две недели, интересоваться, что это за конфессия, почему такие обряды, стал читать книги святых отцов, тем более, что я хотел знать, как жили первые христиане, а там это описывалось.»
С 1988 по 1993 год Свен, можно сказать, разрывался между двумя конфессиями. Он был привязан к протестантизму, потому что был воспитан в нем, и его родители, и большинство друзей и знакомых были протестантами. Уйти от этого казалось ему своего рода предательством. Но православие притягивало к себе, и он все чаще посещал православный храм. Долго такое «раздвоение» продолжаться не могло. В 1993 году Свен позвонил своему протестантскому пастырю, чтобы сказать ему о своем решении перейти в православие, и с этого момента он, по его словам, «старается стать православным, потому что чувствует необходимость бороться еще со своими протестанскими корнями.» Он говорит, что ему, воспитанному в либеральном духе протестантизма, сложно смирять себя и быть послушным, чего требует строгая иерархичность православия: «в протестантизме меня так воспитали, что мне сложно делать то, что я считаю ненужным, а говорят – надо.»
Однако главное, ради чего Свен перещел в православие – это нахождение внутри «живой традиции, приближенной к жизни первых христиан». Он полагает, что эта традиция сохранилась в православии, тогда как на Западе, по его мнению, даже у католиков считается, что «каждые пять лет надо что-то менять».
Сегодня в приходе Свято-Никольского храма в Амстердаме, (находится под юристикцией Московской патриархии), где служит о.Сергий, среди прихожан – треть русских, треть голландцев, треть – сербы, греки и другие национальности, всего – 14. Православие в Голландии сегодня активно развивается. В стране существует несколько православных конфессий – РПЦ, РПЦЗ (синодальная)), сербская церковь, греческая и другие. К РПЦ относятся пять храмов и два монастыря (в мужском два монаха, в женском три монашки).
О.Сергий постоянно возвращается к мысли, что наиболее интенсивно православие в Голландии начало развиваться после Второй мировой войны (до этого существенным толчком к развитию православия в стране послужило то обстоятельство, что одной из королев там была дочь Павла I, Анна Павловна, оставшаяся в православной вере и строившая в своих резиденциях православные храмы). После второй мировой войны многие мужчины и женщины, насильно перевезенные на Запад, остались там жить, в том числе в Голландии. Кроме того, некоторые голландцы, столкнувшись во время войны с православием на восточном фронте, сами стали православными. «Один солдат воевал на Восточном фронте, встретился там с православием, покаялся в грехах, покинул фронт, вернулся в Голландию и после войны стал священником», — говорит о. Сергий. По его мнению, «это обычная история – встреча с живой церковью», и вообще, подчеркивает он, в наше время к православному вероисповеданию приходит все большее количество голландцев из самых разных слоев общества.
Конечно, православная конфессия в сегодняшней Голландии не самая многочисленная. Католиков и протестантов больше: по полтора-два миллиона. И все больший вес в этой стране, как и во всей Европе, приобретает ислам – уже сегодня мусульман в Голландии два миллиона. В Голландии построена самая большая мечеть в Европе. А православная церковь в Голландии, берет, как говорится, не количеством, а качеством – богослужений, отношений внутри церковной общины. О.Сергий говорит: «У нас все по-домашнему, спокойно, чтобы всем все было понятно. Первое воскресенье месяца служим на славянском, второе – на голладском, третье на славянском, четвертое – на голладском. Службы у нас длительные, мы медленно служим, не успеваем быстро читать.»
Бớ-льшая часть православных храмов в Голландии – это перестроенные протестантские храмы. Однако совсем недавно в Роттердаме построили настоящий православный храм – с куполом. Помогли предприниматели. О.Сергий считает, что одним из главных элементов православия является жизнь церковной общины: «Я считаю необходимым, чтобы люди заботились друг о друге, церковь не только в воскресекнье должна быть.» В Голландии православные общины живут очень сплоченно и дружно: часто выезжают вместе на природу, устраивают семинары и конференции. Кстати, с жизнью православной голландской церкви и приходских общин можно более подробно ознакомиться на сайте Русская Православная Церковь в Амстердаме.
О.Сергий живет в Голландии, но очень любит Россию. Работая в туристическом агентстве, он возит группы туристов в Россию. Кроме того, здесь он заочно учится в Духовной Академии, и, бывая в России, если выдается случай, участвует в церковной службе. И именно во время службы, во время литургии, он, по его словам, «чувствует, что это церковь, это тело Христово». В Голландии, чтобы не обижать близких людей, о.Сергий в дни важных для них событий посещает вместе с ними протестантскую церковь, хотя положительных чувств к этой конфессии больше не испытывает: «там сидишь, как в университете на лекции». Особенно близка о.Сергию идея объединения всех православных церквей – хотя бы в пределах Голландии. Как этого достичь, он пока не знает, но надеется, что это дело будущего…